Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений
Это наблюдение необходимо повторять несколько раз в течение всего года с интервалом в два-три месяца, так чтобы учащиеся могли ознакомиться с характерными созвездиями осеннего, зимнего, весеннего и летнего неба. Основными пособиями при таких наблюдениях являются звездные карты и звездные указки. Полезным прибором будет и описанная в первой главе рамка для наблюдения и зарисовки отдельных созвездий. Кроме того, для рассматривания звездных карт и различных записей и зарисовок потребуются осветительные приспособления (карманные фонарики, электролампы в защитных футлярах и т. д.).

Желательно, чтобы у каждого учащегося была небольшая карта звездного неба. При необходимости такие карты можно предварительно размножить с помощью фотопечати.

Знакомство со звездным небом удобнее всего начать с незаходящих созвездий околополярной области неба. Учащимся в последовательном порядке показывают созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Дракона, Гончих Псов, Цефея и Кассиопеи. Особое внимание обращают на общеизвестный способ нахождения Полярной звезды по крайним звездам ковша Большой Медведицы.

Затем учащимся показывают характерные созвездия, находящиеся в данное время вблизи зенита, в южной части неба, а также на западе и на востоке. Попутно указывают и способы их быстрого нахождения. Мелкие созвездия, состоящие из слабых звезд, можно на первых порах не показывать. Вполне достаточно, если учащиеся будут хорошо знать и быстро находить на небе два-три десятка наиболее заметных созвездий (которые обычно и указываются на подвижных картах звездного неба).


 
Книги по любительской астрономии