Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений |
Страница 25 из 68 2. Наблюдения Луны. Луна является наиболее доступным объектом для ознакомительных телескопических наблюдений. Даже небольшой телескоп при увеличении в несколько десятков раз позволяет увидеть на Луне громадное количество разнообразных деталей. Наблюдения Луны в телескоп лучше всего проводить в то время, когда она находится приблизительно в первой или последней четверти. В это время вблизи терминатора из-за густых длинных теней поверхность Луны выглядит исключительно рельефно. Перед началом наблюдений учащиеся должны по карте Луны ознакомиться с основными образованиями ее поверхности: «морями», наиболее крупными кратерами и горными хребтами. Рассматривая поверхность Луны в телескоп, учащиеся должны увидеть на ней многие из этих деталей. Полезно предложить учащимся зарисовать в своих тетрадях какую-нибудь деталь (кратер, трещину и т. д.), расположенную у самого терминатора; а затем через 20—30 мин повторить зарисовку этого же участка поверхности. Сопоставляя оба рисунка, учащиеся легко убедятся в изменении вида этой детали из-за изменения условий освещения. В заключение можно продемонстрировать учащимся какой-нибудь характерный участок лунной поверхности при большом увеличении. Так как (особенно вблизи полнолуния) изображение Луны в телескоп бывает очень ярким, то полезно на окуляр надевать слабую нейтральную бленду или же применять светофильтры (например, оранжевый или желтый). |