Сборник задач по астрономии - Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений
Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений
Учащиеся должны сами определить прямые восхождения звезд, кульминацию которых они наблюдали, а потом сравнить свои результаты с табличными данными.

Если на астрономической площадке установлен вертикальный квадрант, то с его помощью можно организовать параллельные наблюдения кульминирующих звезд для определения их зенитных расстояний. При отсутствии квадранта можно определять зенитные расстояния кульминирующих звезд с помощью обычного высотомера. Зная широту места наблюдения и зенитные расстояния кульминирующих звезд, учащиеся затем определяют и их склонения. Таким образом, при наличии хорошо выверенных часов, нитяного пассажного инструмента и вертикального квадранта учащиеся могут приближенно определить экваториальные координаты целого ряда достаточно ярких звезд и, следовательно, получить наглядное представление о том, как составляются звездные каталоги. 5. Определение полуденной линии с помощью гномона.

При суточном движении Солнца по небу тень от гномона постепенно меняет свое направление и длину. В истинный полдень она имеет наименьшую длину и показывает направление полуденной линии (проекции небесного меридиана на горизонтальную плоскость).

Зная долготу места и уравнение времени на данный день (см. следующий пункт), можно заранее рассчитать момент наступления истинного полдня по декретному времени. Имея хорошо выверенные часы, идущие также по декретному времени, можно отметить в этот момент направление тени от гномона.


 
Книги по любительской астрономии