Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений

Глава IV МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

§ 31. Вводные замечания

По своему назначению учебные астрономические наблюдения можно условно подразделить на ознакомительные, или вводные, и тематические, или целевые.

Ознакомительные (вводные) наблюдения дают учащимся первоначальные (и весьма общие) представления о небесных телах. Чаще всего наблюдения носят демонстрационный характер и проводятся преподавателем сразу с большой группой учащихся. Объектами ознакомительных наблюдений являются Солнце, Луна, планеты, наиболее яркие звезды, главнейшие созвездия, некоторые двойные и кратные звезды, туманности, звездные скопления и другие характерные астрономические объекты. Некоторые ознакомительные наблюдения (знакомство с созвездиями и яркими звездами, с видимым суточным вращением небесной сферы и т. д.) проводятся невооруженным глазом, другие (лунный рельеф, солнечные пятна, планеты, двойные звезды и т. д.) предполагают использование биноклей и телескопов. Такие наблюдения, несмотря на их кратковременность и простоту, оставляют в сознании учащихся яркие впечатления и могут послужить началом серьезного увлечения астрономией.

Ознакомительные наблюдения целесообразно проводить в комплексной форме, распределив учащихся на две-три подгруппы. Так, например, одна подгруппа учащихся под руководством выделенного из их среды помощника учителя по очереди рассматривает в телескоп поверхность Луны, в то время как другая подгруппа под руководством преподавателя тренируется в нахождении на небе важнейших созвездий и наиболее ярких звезд. Спустя некоторое время эти подгруппы меняются ролями.



 
Книги по любительской астрономии