Школьная астрономическая обсерватория Создание астрономической обсерватории |
Страница 14 из 49 Высотомер (рис. 8) состоит из деревянной линейки с булавками (вместо визиров) на концах, к которой присоединен обычный школьный транспортир и небольшой отвес. После наводки линейки на светило производится отсчет его высоты по шкале транспортира. Прибор можно укрепить на деревянной подставке с горизонтальной осью вращения. Простейшая модель универсального инструмента (рис. 9) состоит из двух градуированных кругов, вращающихся вокруг горизонтальной и вертикальной осей, визирной трубки, компаса и уровня. Эта модель служит для объяснения сущности методов, при помощи которых измеряют высоты и азимуты светил. Сами измерения проводят при помощи теодолитов. Для учебных целей более подходят старые марки теодолитов с открытыми шкалами. Если на астрономической площадке нет большой небесной сферы, то для тех же целей может быть приспособлена небольшая проволочная модель небесной сферы (рис. 10). Проволочную модель устанавливают по широте и ориентируют так, чтобы ее ось вращения была направлена на северный полюс мира, т. е. практически на Полярную звезду. Располагая глаз в различных плоскостях модели, можно определить положения соответствующих линий на небе, т. е. положения математического горизонта, небесного меридиана, небесного экватора. |